Выбор редакции

Содержание:

К вопросу о «вскипающей крови»

Из уроков физики мы знаем, что чем меньше давление, тем ниже температура кипения. А когда давление отсутствует, кипеть вода сможет и при 10 градусах, и ниже. Именно с этим и связано предубеждение некоторых «знатоков» о том, что кровь у человека в жилах вскипит, окажись его тело в вакууме без скафандра.

Может быть так он и было бы, если бы внутри кровеносной системы человека кровь постоянно не находилась под своим собственным давлением. Мы знаем, что кровяное давление у человека в нормальной обстановке находится в пределах 120/70. Тот или иной показатель может несколько лавироваться, но в среднем даже между пиками, то есть – сердечными сокращениями, давление в кровеносной системе поддерживается на уровне 100 мбар. Чтобы было понятнее, переведем миллибары в миллиметры ртутного столба и получим 75 мм. рт. ст., то есть давление, как ни крути – далекое от нуля, при котором вода кипит только при 50 градусах. Температура же тела, как вы знаете, 36.6. Выводы ясны.

Стоит, также, обратить внимание и на тот факт, что в моменты стрессовых ситуаций, когда надпочечниками производится вброс адреналина в кровь, кровяное давление еще более подскакивает. Поэтому смерть от кипящей крови, как таковой, человеку уж точно не грозит

Советское устройство 21 КС

Подобное перемещение имело ряд недочетов.

  1. Ранец с запасом сжатого газа и системой управления
  2. Сопла бокового смещения
  3. Отгибаемые подлокотники с рукоятками управления

Пятьдесят лет назад всем казалось, что космос без пяти минут освоен и вот-вот мы начнем строить колонии на Луне. Но чтобы строить дивный новый мир на орбите, безусловно, требовались устройства для индивидуального передвижения. Реактивные пистолеты быстро отошли на задний план, поскольку «целиться» приходилось в пустоту, а выстрелы не всегда попадали в «яблочко». Безвоздушный строитель должен четко и надежно ориентироваться в пространстве, попадать именно в ту точку, в которую хочет, иметь большую автономность и выбор действий для комфортной работы.

Космические корабли, станции, марсоходы, луноходы

Самый первый космический аппарат полетел в космос в 1957 году — за 4 года до Юрия Гагарина, и тоже в Советском Союзе. Это был первый искусственный спутник Земли, похожий на шарик с четырьмя ножками. Он летел и попискивал — передавал на Землю радиосигналы.

С тех пор люди придумали и запустили в космос много аппаратов и станций. Некоторые летают по орбите вокруг Земли, ведут съемки нашей планеты, передают нам фотографии и другие сообщения. Благодаря им у нас есть точные карты, а еще мы лучше предсказываем погоду. Другие космические корабли, например, американский «Вояджер», улетают далеко-далеко, чтобы посылать нам снимки других планет. Третьи приземляются на Луну или Марс, ездят по ним и посылают на Землю сообщения — это луноходы и марсоходы. Луноходы даже смогли отправить обратно на Землю образцы лунной пыли.

Самые сложные корабли — это те, на которых летают космонавты. Есть целые космические станции, которые отправили на орбиту Земли, чтобы космонавты могли прилетать туда, как на работу, и проводить исследования. Сейчас самая крупная станция на орбите — это российская «Международная космическая станция» (МКС), на ней работают космонавты из разных стран. Чтобы запустить космонавта или груз с Земли в космос, нужно много топлива. Когда взлетает ракета, она сжигает это топливо и почти целиком сгорает сама — остается только маленькая капсула, которая летит дальше по своим делам. Но сегодня конструкторы создают «многоразовые» ракеты, которые не сгорают при взлете, а возвращаются на землю — это ракеты Илона Маска «Фальконы».

Что посмотреть и почитать: игровые фильмы «Салют-7» (12+), «Человек на Луне» (12+), российский мини-сериал про космическую гонку «Открытый космос». Книги А.Ткаченко «Циолковский. Путь к звездам», Н.Акулова, М.Корниенко «Чему я могу научиться у Сергея Королева», О.Соломатина «Чему я могу научиться у Илона Маска».

Катастрофа самолета X-15

North American X-15 был экспериментальным ракетопланом, оперировавшим на высотах, где пилоты, в том числе и Адамс, рассматривались официальными лицами уже как астронавты, а не просто пилотами.

Американский летчик Майкл Адамс был выдающимся пилотом, обладавшим выдающимися навыками. Заслужив к тому моменту множество наград за невероятные достижения, он стал очевидным выбором в качестве будущего астронавта программы пилотируемой орбитальной лаборатории. Он начал тренировки в качестве астронавта, однако, когда дело запахло отменой программы, Адамс попросился работать в проекте X-15.

Полет Адамса 15 ноября 1967 года начался вполне удачно, и все шло по плану. Но как только он поднял машину до высоты 80 километров, электроника ракетоплана вышла из строя. В результате в течение нескольких минут X-15 вращался при скорости 5500 километров в час. Благодаря тренировкам пилот смог стабилизировать сверхзвуковую машину, но, к сожалению, все кончилось тем, что ракетоплан попал в гиперзвуковой штопор, с которым пилот не смог совладать. Машина врезалась в песок калифорнийской пустыни со скоростью 6400 километров в час. Пилот погиб мгновенно.

Забастовка на «Скайлэбе»

За всю историю космических полетов серьезных конфликтов между астронавтами действительно не происходило. Разве что в 1973 году астронавты из орбитальной станции «Скайлэб» из-за сильной усталости внезапно перестали работать и отвечать на вопросы центра управления полетами. Они жаловались на перегрузку, однако руководство отказалось обеспечивать им более щадящий график работы. Устроив тихий бунт, они просто уселись у иллюминаторов и спокойно смотрели на космические виды. Конфликт между астронавтами и руководством возник в половине 84-дневной миссии, поэтому с тех пор длительные полеты в космосе считаются опасными для психики человека.

Астронавты Джеральд Карр, Эдвард Гибсон, и Уильям Поуг, которые устроили забастовку на станции «Скайлэб»

Солнце желтого цвета, а космос яркий и красочный

Вспомните первые детские рисунки — домик и обязательно солнышко в углу листа, которое раскрашено желтым цветом. Казалось бы, а каким же еще? Достаточно взглянуть в окно, чтобы убедиться, что солнце действительно желтое. Однако на самом деле светило вовсе не желтое, а белое. А кажется таковым только по причине нашей атмосферы, которая искажает его цвет.

Солнце нам кажется желтым в результате искажения цвета, которое происходит в атмосфере Земли

Кто-то сейчас наверняка скажет — но как же снимки из космоса, на которых солнце тоже желтое? Представление о том, что звезда желтая настолько распространено, что снимки попросту подкрашивают. В результате они приобретают более традиционный и привлекательный вид. К слову, все яркие разноцветные фото из космоса, которые захватывают своей богатой палитрой, на самом деле раскрашены искусственно в таких программах как Photoshop. К примеру, телескоп Хабл делает фото только в черно-белом цвете, что обеспечивает более высокую их четкость.

Однако снимки раскрашивают не только с целью сделать их более красивыми и произвести впечатление на обывателей. Цвета подбираются в соответствии с химическими элементами, скопление которых запечатлено на том или ином снимке. То есть каждому химическому элементу соответствует определенный цвет. Таким образом ученые могут понять, что именно запечатлено на фото.

Газовая камера «Союз-Аполлон»

Космонавты чуть не задохнулись газом.

17 июля 1975 года произошла стыковка космических аппаратов «Аполлон» и «Союз». Обе стороны обменялись любезностями и провели совместный тур по демонстрации кораблей. Все шло идеально по плану… до тех пор, пока «Аполлон» не стал возвращаться обратно на Землю.

В момент снижения произошли неполадки с двигателями и вентиляционной системой корабля, что вызывало заполнение модуля токсичным азотным тетроксидом. Команде ничего не оставалось делать, как молиться и ждать скорейшего приводнения, поэтому они постарались сделать все возможное, чтобы побыстрее и без дополнительных проблем посадить модуль, несмотря на возрастающую сложность для дыхания. По печальной иронии судьбы дела стали еще хуже, когда модуль после приводнения перевернулся и тем самым водой была полностью заблокирована система вентиляции.

Борясь с воздействием газа и стараясь сохранить сознание в этом токсичном тумане, астронавт Том Стэффорд раздобыл для членов своей команды, один из которых уже потерял сознание, маски для дыхания. Команда вскоре была спасена. Смертельные пары быстро улетучились, как только люк модуля был открыт. После этого случая команде «Аполлона» пришлось провести две недели в больнице.

Сколько людей может жить на Марсе

Все проблемы решены, и остается один вопрос – сколько человек отправить? Разумеется, не каждый пригоден для такого полета – всех участников полета будут отбирать по критериям, среди которых образование, здоровье и психологическая устойчивость.

Вероятно, отправка людей будет происходить поэтапно и первыми полетят те, кто смогут создать условия для прилёта следующей группы. Их будет четверо. Когда несколько таких групп прибудут на Марс, поселение станет насчитывать 20 человек. Возможно, также, что это число к середине 21-ого века приблизится к миллиону – впрочем, такие цифры называет лишь один проект.

Можно надеяться, что в будущем, когда Марс станет пригоден для жизни, он поможет в решении проблем населения Земли. Но в первое время люди будут жить там только в качестве малочисленных ученых и колонистов.

Как видите, колонизация соседней планеты – трудный проект, и его развитие сильно замедляют как сложность выживания на Марсе, так и то, что вкладываться в него готовы только энтузиасты. Но лететь все же стоит – хотя бы из присущего людям любопытства и желания идти туда, куда не ступала нога человека.

Пригодилась информация? Плюсани в социалки!

  • Каково это было бы жить на Марсе?
  • Терраформирование или как сделать Марс пригодным для жизни
  • Колонизация Марса в ближайшем будущем – красивая мечта или объективная реальность

Можно ли утонуть в космосе?

В скафандре космонавта появилась вода

В июле 2013 года астронавты Международной космической станции выполняли рутинный выход в открытый космос, когда один из них обнаружил, а точнее почувствовал то, что никогда бы не ожидал почувствовать в космосе. Итальянский астронавт Лука Пармитано почувствовал, как по его затылку течет вода.

Озадаченный, но тем не менее сосредоточенный на своей миссии, он продолжил работу до тех пор, пока вода не стала в буквальном смысле закрывать его обзор внутри скафандра. Он сообщил о произошедшем в центр управления, который потребовал немедленного прекращения работы в открытом космосе. К этому моменту вода практически полностью ослепила Пармитано и начала проникать в его нос и рот.

Удивительно, но человек сумел сохранить самообладание и без паники, фактически по памяти добрался до воздушного шлюза самостоятельно, где члены экипажа помогли ему снять скафандр и вдохнуть полной грудью. Тогда-то и выяснилось, что причиной «водной атаки» является вышедшая из строя система охлаждения, встроенная в заднюю часть шлема Пармитано.

Пояс астероидов сложно преодолеть на космическом корабле

Еще один миф, который отображен в голливудских фильмах. В “Звездный войнах” и некоторых других картинах показано, что пролететь сквозь пояс астероидов под силу лишь самым ловким пилотам космического корабля. Ведь необходимо уворачиваться от глыб, показывая при этом фигуры высшего пилотажа.

На самом же деле плотность астероидов не такая высокая, как показано в фильмах. Учитывая космические расстояния, наткнуться на препятствие будет не так-то просто, учитывая, что электроника, которой оснащаются космические корабли, предупреждают о препятствии заранее на большом расстоянии.

Человек будет испепелен космической радиацией

Радиация в космосе достигает больших величин, она очень опасно. Радиоактивные заряженные частицы пронизывают тело человека, вызывая лучевую болезнь. Но для того, чтобы умереть от этой радиации, необходимо получить очень большую дозу, а это займет немало времени. ЗА это время живое существо успеет умереть под воздействием других факторов. Для того, чтобы получить защиту от космических ожогов, не нужен скафандр, с этой задачей справится и обычная одежда. Если же предположить, что человек решил выйти в открытый космос полностью голым, то последствия от этого выхода для него будут очень плохими.

Человеку станет нечем дышать

Это действительно так, но ситуация обстоит не так, как многие из нас ее себе представляют. Огромную опасность для дыхательной системы человека в космосе представляет собой давление. В космосе нет кислорода, поэтому продолжительность жизни человека без скафандра будет зависеть от того, насколько он сможет задержать дыхание. Находясь под водой, люди задерживают дыхание и пытаются всплыть на поверхность, в космосе так сделать не получится. Задержка дыхания в космосе приводит к разрыву легких под воздействием вакуума, в такой ситуации спасти человека будет невозможно. Существует лишь один способ продлить жизнь в открытом космосе, нужно позволить всем газам стремительно выйти из вашего тела, этот процесс может сопровождаться неприятными последствиями в виде опорожнения желудка или кишечника. После того, как кислород покинет дыхательную систему, у человека останется примерно 14 секунд, пока насыщенная кислородом кровь будет продолжать питать мозг, после этого человек потеряет сознание. Однако, и это не означает неминуемую гибель, организм человека не настолько хрупок, как может показаться на первый взгляд, он способен противостоять враждебной обстановке космоса. Ученые предполагают, что если человек после полутораминутного пребывания в открытом космосе доставить в безопасную для него среду, то он не только останется в живых, но и сможет полноценно восстановиться после такого испытания.

Для подтверждения этого предположения проводились опыты на обезьянах.

Исследования показали, что шимпанзе после трехминутного пребывания в условиях вакуума приходит в норму уже через несколько часов.

Во время проведения эксперимента наблюдались все симптомы, которые были описаны выше – увеличение тела в объемах и потеря сознания из-за кислородного голодания. Подобные опыты проводились и с собаками, собаки хуже переносят условия вакуума, предел выживаемости для них составил всего две минуты.

Тело человека реагирует на изменения окружающей среды не так, как тело животного, поэтому полностью полагаться на эти опыты нельзя. Понятно, что никто не будет специально проводить такие опыты над людьми, но в истории имеется несколько показательных несчастных случаев с космонавтами. Космический техник Джим Лебланк в 1965 году проверял герметичность скафандра, предназначенного для лунных экспедиций, в специальной камере. В процессе одного из этапов испытания давление в камере было максимально приближено к космическому, неожиданно произошла разгерметизация скафандра, и находящийся в нем техник потерял сознание уже через 14 секунд. В норме для восстановления нормального земного давления в камере требовалось около получаса, но в виду чрезвычайности ситуации процесс был ускорен до полутора минут. Джим Лебланк пришел в сознание, когда давление в камере стало таким, как на Земле на высоте 4,5 км над уровнем моря.

В качестве еще одного примера можно привести несчастный случай на космическом корабле Союз-11. Когда аппарат спускался на землю, произошла разгерметизация. Этот несчастный случай навсегда вошел в историю космонавтики, так как причиной смерти трех космонавтов стал случайно открывшийся вентиляционный клапан диаметров в полтора сантиметра. По информации, полученной с записывающей аппаратуры, все трое потеряли сознание через 22 секунды после полной разгерметизации, а смерть наступила через 2 минуты. Общее время, проведенное в околовакуумных условиях, составило 11,5 минут. После того, как космический корабль приземлился на землю, спасать космонавтов, к сожалению, было уже поздно.

Что случилось во время выхода в космос космонавтов Сергея Рыжикова и Сергея Кудь-Сверчкова

По сообщению пресс-службы «Роскосмоса», 18 ноября 2020 года при выходе в открытый космос космонавтов Сергея Рыжикова и Сергея Кудь-Сверчкова, в открытый космос улетел, к счастью, не человек, а запчасть в виде мягкого поручня от гермоконтейнера.

По словам собеседника, космонавты как раз покидали модуль «Поиск», когда эта деталь отделилась от гермоконтейнера с необходимой космонавтам для работы ношей и отправилась в свободное плавание по космическим просторам.

Инцидент с мягким поручнем на работу космонавтов никак не повлиял и программу деятельности вне корабля никак не нарушил, сообщили представители госкорпорации.

В среду, 18 ноября 2020 года, россияне Сергей Рыжиков и Сергей Кудь-Сверчков вышли в открытый космос для выполнения ряда подготовительных работ, в ожидании прибытия другого модуля Роскосмоса – «Наука».

Космонавты проверили модуль «Поиск» на герметичность, осуществили замену сменной панели, регулирующей расход жидкости модуля «Заря», и провели некоторые научные эксперименты. Кроме того, Рыжикову и Кудь-Сверчкову пришлось провести в космосе «уборку» – наружную чистку иллюминатора на модуле «Звезда».

В общей сложности все работы заняли у космонавтов 5 часов и 33 минуты. Следующий выход космонавтов в открытый космос запланировали на февраль 2021 года. Всего же в ожидании «Науки» будет сделано 10 выходов.

Ранее в космос космонавты выходили в 2019 году 29 мая. Это были Алексей Овчинин и Олег Кононенко, которые работали в открытом космосе примерно 6 часов.

Константин Циолковский, побеждающий смерть

Когда Константину Циолковскому было 40 лет, он сильно заболел. Сказались изнурительная работа в епархиальном и реальном училищах, которую он совмещал с теоретическими разработками по изготовлению моделей ракеты. Врачи диагностировали опасную и мучительную болезнь — перитонит, воспаление брюшины. Острый кризис болезни обернулся для Циолковского клинической смертью.

«Наконец нагрянул такой приступ боли, что я потерял сознание, — вспоминал впоследствии ученый. — Последнее, что я запомнил, — это состояние падения в какую-то пропасть, а потом меня окутало темное облако. Сколько времени пребывал в небытии, не знаю. Находясь в глубоком обмороке, я был мертв. И твердо уверен: я знаю, что такое смерть! Смерть — это когда ничего больше нет и оттого, что наши нервы и мозг ни на что уже не откликаются, нет и нас самих. Смерть — это ничто, полное, абсолютное ничто, потеря связи между мельчайшими частицами нашего организма».

Впоследствии биографы будут отмечать, что именно этот пережитый им опыт встречи со смертью оказался решающим в жизни Циолковского. После выздоровления он с удвоенной силой возвращается к теоретическому описанию ракеты, и вскоре его штудии вылились в знаменитую работу «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (1903). В ней Циолковский не только дал техническое описание ракете, способной выйти в открытый космос, но и сформулировал план по освоению всего космического пространства.

Рисунок Константина Циолковского

(Фото: roscosmos.ru)

Стоит, правда, отметить, что помимо сугубо личностных мотивов, которыми руководствовался Циолковский, у него был еще и вдохновитель — Николай Федоров, «отец» русского космизма, ратовавший за идею всеобщего братства и буквального воскрешения всех умерших силами науки.

Познакомившись с ним еще в 70-е годы XIX века, Циолковский так описывал учение своего главного учителя: «Поприщем человеческой деятельности он считал всё мироздание, а из этого вытекала необходимость безграничного перемещения в Космосе. Он глубоко верил, что люди посеют семена своих трудов далеко за пределами Земли. На Солнечную систему смотрел трезво, полагая, что она будет со временем обращена в хозяйственную силу. Этот кроткий душой человек дерзновенно думал, что человечество создаст новую землю и новое небо, а люди станут небесными механиками, химиками и физиками».

В сущности, то, о чем мечтал и писал Федоров, было продумано и оформлено в виде последовательной программы его учеником — Циолковским. В частности, он предложил оборудовать ракету реактивным двигателем; вывел знаменитую формулу, описывающую скорость и движение ракеты, способной выйти за пределы атмосферы; дал описание ее корпусу так, чтобы он был «непроницаемым для газов и наполненным кислородом»; доказал необходимость создания двухступенчатой ракеты («ракетные поезда»).

Однажды в беседе с Александром Чижевским (впоследствии — известный советский ученый, биофизик и поэт) Циолковский признался:

«Многие думают, что я хлопочу о ракете и беспокоюсь о ее судьбе из-за самой ракеты. Это было бы грубейшей ошибкой. Ракеты для меня — только способ, только метод проникновения в глубину Космоса, но отнюдь не самоцель».

Истинной же целью работы Циолковского было именно буквальная победа над смертью, ужас которой он пережил непосредственно.

Основные мифы, развенчать или подтвердить которые мы намерены

Нередко бывает, смотришь в компании сериал типа «Экпансии» или той же «Сотни», где человеку приходится на время оказаться в безвоздушном космическом пространстве без скафандра, и слышишь нравоучительные комментарии друзей:

  • Да у него бы глаза лопнули от перепада давления!
  • Да у него тело раздует и изорвет внутренним давлением!
  • Да у него бы кровь закипела!
  • Да он бы через секунду в кусок льда бы превратился!
  • Да он бы изжарился на Солнце!
  • Да он бы от радиации сгорел!

Эти и прочие высказывания мы и подвергнем исследованию, объясняя при этом ход своих мыслей самыми простыми, понятными каждому, словами. И начнем, пожалуй, с «абсолютного холода».

Катастрофа истребителя Gemini

Программа полетов Gemini помогла США усовершенствовать различные технологии, которые впоследствии помогли миссиям «Аполлон» добраться до Луны.

Мало кто знает, что эту программу могли вовсе закрыть из-за инцидента, произошедшего одним февральским днем 1966 года.

В тот день члены команды Gemini Эллиот Си и Чарли Бассетт управляли учебным самолетом T-38 Talon. Сопровождала их дублирующая команда из Тома Стэффорда и Джина Сернена. Пилоты направлялись на завод компании Макдоннелл в Сент-Луисе, где производилось создание космических кораблей Gemini IX и Gemini X и где они должны были проходить тренировку в симуляторе. Погода в этот день выдалась отвратительная. Видимость была крайней низкой, что очень сильно затрудняло посадку.

Стэффорд и Сернан решили облететь посадочную полосу и выбрать более безопасный угол для снижения, однако Си и Бассетт решили не терять время и приступили к посадке. Это решение оказалось роковым. Дело в том, что посадочная полоса находилась очень близко к самой фабрике. Из-за опустившегося тумана Си неправильно рассчитал скорость и направил самолет прямиком в здание, где производилась сборка двух космических аппаратов. К несчастью, оба астронавта погибли, но по жестокой иронии один из строившихся аппаратов уцелел, а саму программу Gemini было решено не закрывать.

Трагедия Владимира Комарова

Без сомнений, Юрий Гагарин был первым человеком, побывавшим в космосе. Однако мало кто знает об истории его друга и коллеги Владимира Комарова, несмотря на то что этот случай был не менее запоминающимся.

Советский Союз в честь 50-й годовщины мировой коммунистической революции решил произвести стыковку двух космических аппаратов. К сожалению, все это привело к тому, что сроки реализации проектов и строительства аппаратов серьезно сократили, чтобы успеть к запланированной дате. В качестве командира первого корабля выбрали Комарова. Он знал, что если откажется, то вместо него отправят его друга, Гагарина, который был его дублером. Комаров согласился, хотя, вероятнее всего, понимал, что домой он уже не вернется.

Неполадки начались 23 апреля 1967, сразу после того, как «Союз-1» с Комаровым на борту был выведен на орбиту. Так как одна из солнечных панелей не раскрылась, корабль стал испытывать энергетическое голодание. Полет было решено немедленно прекратить. Во время снижения отказала система раскрытия парашюта. Запасной парашют, вышедший на высоте 1,5 километра над поверхностью, не смог наполнится, так как его стропы зацепились и обмотались вокруг строп неотстреленного отказавшего основного парашюта. В итоге модуль ударился о землю со скоростью 50 метров в секунду.

Согласно официальной версии, Комаров погиб от удара о поверхность, однако, согласно информации с прослушивающих американских станций, космонавт еще некоторое время оставался жив. При ударе была повреждена емкость с перекисью водорода, в результате чего в модуле возник пожар, который его практически полностью уничтожил, фактически испарив космонавта живьем.

Из чего сделан скафандр космонавта

Первые космические скафандры появились в конце 50-х годов прошлого века в СССР. Они предназначались для собак — Рыжика и Лисы, которые стали первыми живыми существами в космосе.

Сейчас скафандры состоят из большого количества компонентов и слоев, часть которых защищает от холода, другие дают герметизацию, а третьи обеспечивают механическую прочность.

Для полета на Луну в рамках программы ”Apollo” был создан скафандр, который состоял из 17 слоев материала и весил 90 килограмм. Под него надевали терморегулирующий комбинезон, пронизанный трубками с циркулирующей водой. Система жизнеобеспечения позволяла автономно находится в костюме 6 часов и еще 30 минут на случай непредвиденной ситуации.

Для каждой ситуации должны быть свои скафандры.

Не многие знают, но переключатели, указатели и органы управления системами на скафандрах для выхода в открытый космос нанесены зеркально. Сделано это для того, чтобы космонавт мог прочитать их, увидев отражение в зеркале, которое закреплено на руке. Он же не может просто наклонить голову и посмотреть, что у него на груди.

Надписи на скафандрах нанесены так, чтобы прочитать их в зеркале.

Американские астронавты чуть не улетели в открытый космос

Теоретически всё понятно – при наличии реактивного ранца ничего бояться не нужно, ведь он всегда поможет космонавту вернуться.

Несмотря на всю безопасность экипировки, астронавты всё-таки стараются быть к МКС как можно ближе, а по возможности и вообще не отрываться от её поверхности.

Астронавтов в 1973 году реактивными чудо-ранцами ещё не экипировали, и американцы Пит Конрад и Джо Кервин оказались в открытом космосе со страховкой только в виде троса. Перед ними стояла задача раскрыть наружную панель солнечной батареи, которую заклинило. Это было на станции «Скайлэб». Панель долго не поддавалась, а потом резко раскрылась, вытолкнув при этом обоих астронавтов в космос.

Конраду и Кервину повезло – их тросы выдержали такой рывок, а сами астронавты потом рассказывали, что не успели испугаться и сохранили самообладание. Судя по их отчёту об этом выходе в космос, настроение у них, когда они уже вернулись в безопасные условия станции, было весёлым.

Опасность космических полетов

Исходя из этого NASA, SpaceX и другие аэрокосмические организации всегда должны заботиться о психологическом состоянии астронавтов. Особенного внимания будут требовать будущие путешественники на Марс. Больше всего на психику человека влияет изоляция — скука и монотонность на протяжении долгого времени приводит к выгоранию. Астронавты всегда рискуют потерять мотивацию, что ставит под угрозу успешность всей миссии. Чтобы обезопасить астронавтов от негативных последствий, предлагается тщательно следить за их циклами сна и бодрствования. Также нужно обеспечить астронавтам полноценное питание. В идеале, космические туристы и исследователи должны быть интровертами и не нуждаться в постоянном общении с людьми

Также важно следить за тем, чтобы члены космических экипажей были хорошо совместимы между собой по характеру

Перед полетом на Марс людям нужно решить очень много проблем

Возвращение домой

Борьба Леонова за жизнь была завершена; люк за его спиной захлопнулся, отделив тесный светлый уютный мирок кабины «Восхода-2» от темного бесконечного холода космического пространства. Но тут возникла другая проблема. Начало повышаться парциальное давление кислорода в кабине, оно дошло уже до 460 мм и продолжало расти, — и это при норме в 160 мм. Малейшая искра в электросхемах приборов могла привезти к взрыву. Позднее выяснилось, что из-за того, что долгое время «Восход-2» был стабилизирован относительно Солнца, он нагревался неравномерно (с одной стороны +150°С, а с другой -140°С), что привело к незначительной деформации корпуса. Датчики закрытия люка сработали, но осталась небольшая щель, из которой улетучивался воздух. Система автоматики исправно обеспечивала жизнеобеспечение космонавтов, подавая в кабину кислород. Разобраться самостоятельно с этим экипаж был не в силах, и космонавтам оставалось лишь с ужасом наблюдать за показаниями приборов. Когда общее давление достигло 920 мм, люк под его напором захлопнулся, и угроза миновала — вскоре атмосфера внутри кабины нормализовалась.

Но и на этом беды космонавтов не закончились. В штатном режиме корабль должен был начать программу посадки после 17-ого витка, но тормозная двигательная установка не сработала в автоматическом режиме, и корабль продолжал с бешеной скоростью нестись по орбите. Сажать корабль пришлось в ручном режиме, Беляков сориентировал его в правильное положение и направил в безлюдную местность в тайге в районе Соликамска. Больше всего тогда командир боялся попасть в густонаселенный район и задеть линии электропередач или дома. Был также риск залететь на недружественную на тот момент территорию Китая, но всего этого удалось избежать. После включения тормозных двигателей и торможения в атмосфере потянулись мучительные секунды ожидания. Но все обошлось: парашютная система сработала в штатном режиме, и «Восход-2» приземлился в 30 километрах юго-западнее города Березники в Пермской области. Командир блестяще справился с задачей, отклонившись от расчетной точки всего на 80 км с учетом того, что корабль летел со скоростью около 30 000 км/ч.

С вертолета очень быстро обнаружили красные парашюты, повисшие на верхушках деревьев, но вот найти место для посадки и вытащить удачно приземлившийся экипаж не было никакой возможности. Двое суток Беляев и Леонов просидели в заснеженной тайге, ожидая прибытия помощи. Не вылезая из скафандров, они закутались в теплоизоляционную обшивку, обмотались стропами парашютов, развели костер, но в первую ночь согреться не удалось. Наутро им сбросили продукты и теплые вещи (пилоты сняли куртки со своих плеч), на канатах спустили группу с врачом, которая, добравшись до приземлившихся космонавтов, смогла обеспечить им лучшие условия. Все это время неподалеку вырубали площадку для приземления эвакуационного вертолета, куда космонавты могли добраться на лыжах. Уже 21 марта Беляев и Леонов были в Перми, откуда доложили об удачном завершении полета лично генсеку КПСС Леониду Брежневу, а 23 марта героев встречала Москва.

Кровь в сосудах человека закипит от низкого давления

Еще одна из теорий, якобы от низкого давления кровь в организме закипает и разрывает свои сосуды. Действительно, в космосе очень низкое давление, оно будет способствовать уменьшению температуры, при которой жидкости закипают. Однако, кровь в организме человека будет находиться под собственным давлением, для закипания показатель ее температуры должен достигнуть 46 градусов, чего у живых организмов быть не может. Если человек в отрытом космосе откроет рот и высунет язык, то он почувствует, как его слюна кипит, но ожога он при этом не получит, слюна будет кипеть при очень низкой температуре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector